23 декабря поправки в закон приняла во втором и третьем чтении Госдума РФ. «Изменения в закон об отходах позволят значительно усовершенствовать регулирование в этой сфере за счет наделения субъектов РФ полномочиями и введения целой системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов», – подчеркнул Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. По его словам, документ предусматривает переход на программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов. В проекте закона устанавливаются требования к разработке региональных схем по обращению с отходами. В дальнейшем данные программы и схемы лягут в основу документов стратегического планирования в сфере обращения с отходами производства и потребления федерального уровня. Основной инструмент экономического стимулирования переработки отходов производителями продукции, предлагаемый в проекте закона – специальный утилизационный сбор. В законопроекте предусмотрена альтернативность выбора производителем и импортером исполнения обязанности по утилизации товаров, потерявших потребительские свойства. Данные обязанности могут выполняться как самостоятельно предприятиями, так и специализированными операторами. При этом средства федерального бюджета на организацию переработки отходов могут расходоваться только в рамках софинансирования региональных программ или же при создании межрегиональных объектов по утилизации. Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, в настоящее время ведомства уже разрабатывают соответствующие проекты подзаконных актов – Министерство финансов РФ, например, дорабатывает положение об утилизационном сборе. Функции по организации всего комплекса работ по управлению отходами производства и потребления возьмут на себя единые региональные операторы, выбираемые субъектами РФ в рамках конкурсных процедур. Законопроект также предусматривает существенное ужесточение требований к использованию отдельных категорий отходов. В частности, вводится запрет на захоронение отходов, не утративших потребительские свойства, на закладку горных выработок и карьеров посредством отходов и др. Предусмотренные законопроектом нормы позволяют гармонизировать российское законодательство об отходах с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития, а также устанавливают право собственности на отходы. В документе предусмотрено полное восстановление системы лицензирования деятельности по транспортировке отходов, что должно решить проблему нелегальных свалок. В законопроекте установлены приоритеты государственной политики в сфере управления отходами. Предусматривается использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, максимальное использование исходного сырья и материалов, предотвращение образования отходов, установление нормативов утилизации, порядка отчетности о выполнении нормативов, а также декларирования производителями и импортерами товаров объемов упаковочной продукции и др. По мнению большинства экспертов, внесение поправок позволит решить накопленные за многие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов. По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации образование отходов производства и потребления достигло в 2013 году 5 млрд. тонн. Более 90 % отходов образуется предприятиями добывающего сектора экономики. Около 400 млн. тонн отходов образуется в других секторах экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и сферу обслуживания. Примерно 35 % от этой величины обезвреживается и перерабатывается, 65 % направляется на долговременное хранение, в основном, на собственные объекты размещения отходов.23 декабря поправки в закон приняла во втором и третьем чтении Госдума РФ. «Изменения в закон об отходах позволят значительно усовершенствовать регулирование в этой сфере за счет наделения субъектов РФ полномочиями и введения целой системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов», – подчеркнул Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. По его словам, документ предусматривает переход на программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов. В проекте закона устанавливаются требования к разработке региональных схем по обращению с отходами. В дальнейшем данные программы и схемы лягут в основу документов стратегического планирования в сфере обращения с отходами производства и потребления федерального уровня. Основной инструмент экономического стимулирования переработки отходов производителями продукции, предлагаемый в проекте закона – специальный утилизационный сбор. В законопроекте предусмотрена альтернативность выбора производителем и импортером исполнения обязанности по утилизации товаров, потерявших потребительские свойства. Данные обязанности могут выполняться как самостоятельно предприятиями, так и специализированными операторами. При этом средства федерального бюджета на организацию переработки отходов могут расходоваться только в рамках софинансирования региональных программ или же при создании межрегиональных объектов по утилизации. Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, в настоящее время ведомства уже разрабатывают соответствующие проекты подзаконных актов – Министерство финансов РФ, например, дорабатывает положение об утилизационном сборе. Функции по организации всего комплекса работ по управлению отходами производства и потребления возьмут на себя единые региональные операторы, выбираемые субъектами РФ в рамках конкурсных процедур. Законопроект также предусматривает существенное ужесточение требований к использованию отдельных категорий отходов. В частности, вводится запрет на захоронение отходов, не утративших потребительские свойства, на закладку горных выработок и карьеров посредством отходов и др. Предусмотренные законопроектом нормы позволяют гармонизировать российское законодательство об отходах с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития, а также устанавливают право собственности на отходы. В документе предусмотрено полное восстановление системы лицензирования деятельности по транспортировке отходов, что должно решить проблему нелегальных свалок. В законопроекте установлены приоритеты государственной политики в сфере управления отходами. Предусматривается использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, максимальное использование исходного сырья и материалов, предотвращение образования отходов, установление нормативов утилизации, порядка отчетности о выполнении нормативов, а также декларирования производителями и импортерами товаров объемов упаковочной продукции и др. По мнению большинства экспертов, внесение поправок позволит решить накопленные за многие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов. По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации образование отходов производства и потребления достигло в 2013 году 5 млрд. тонн. Более 90 % отходов образуется предприятиями добывающего сектора экономики. Около 400 млн. тонн отходов образуется в других секторах экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и сферу обслуживания. Примерно 35 % от этой величины обезвреживается и перерабатывается, 65 % направляется на долговременное хранение, в основном, на собственные объекты размещения отходов.